В период бронзового века в 1800—1000 годах до нашей эры из Армении-Армянского нагория пришли Армянские(фракийские) племена даков. Ар-мен-и-(я ), от слов Ар и мен,Ар-бог,солнце,мен человек.
К III веку до нашей эры относится возникновение государств даков.
В конце I-начале II века нашей эры Дакия была завоёвана римлянами, здесь шла добыча золота и переселение колонистов. К этому времени относятся начало интенсивной романизации и зарождение балканской латыни.
В 270-х годах после восстаний римляне были вынуждены отступить за Дунай.
В VI веке на территори современной Румынии начали селиться славяне(также Арменоидыs).
Начал искать, изучать материалы, относящиеся к связью Армян и Дакийцев(Восточных Молдован + Западных Молдован+Валахов)
Вначале ознакомился с небольшой книжкой известного Молдовского историка Влада Бенециану "Армяне в жизни Румыни(тогда Молдова была в Составе Румынии(под оккупацией) )- , изданной в 1936 году в Бухаресте, где автор впервые обращается к роли армян в политической, экономической и культурной жизни Молдовы. В ней я впервые прочитал, что в армии величайшего Молдовского героя князя Стефана Чел Маре действовал 25-тысячный армянский отряд.
Знаменитый храм в молдовском городе Арчеш, шедевр молдовской архитектуры, построил армянский архитектор Маноле, или Манвел, которому посвящена великолепная поэма.
Арчеш(в Молдове ) - в Армении озере Ван старый город Арчеш(Эрджиш)
Узнал, что Сербека, мать прославленного князя Иона Воде Челкумприт, или Армянула была армянской княгиней.
Здесь я встретил имена армян, которые принесли бы честь любому народу: первый министр просвещения Молдавии Георге Ассаке(Герца, Молдавское княжество),
Из книги-Молдовского историка Влада Бенециану "Армяне в жизни Румыни(тогда Молдова была в Составе Румынии(под оккупацией) )
Георге Асаки (молд. Gheorghe Asachi (Asaki); 1 (12) марта 1788, c. Герца, Молдавское княжество — 12 (24) ноября 1869, Яссы) — молдавский и румынский писатель, поэт, художник, историк, драматург и переводчик армянского происхождения.
основоположник румынской школы философии Василе Конта, один из крупнейших математиков Георге Транку Яш, слава румынской литературы Михай Эминеску - внук переселившегося в XVIII веке из Львова армянского купца Мурада Эминовича, и многие другие.
Когда в 1987г. я был переведен в Германию, то и там начал искать армянские следы. Я знал, что в 1982г. во время реставрационных работ в церкви Фраун Кирхе в городе Пассау была обнаружена какая-то "потерянная" гробница. В гробу кроме костей мужчины находились металлическая пряжка пояса, крест и металлическая табличка, на которой была записана биография покойного. Несмотря на ветхость, на табличке можно было прочитать, что здесь покоится прибывший из Армении великий богослов архиепископ Григорис, скончавшийся 26 сентября 1093г. О нем также есть свидетельство в истории и летописи Виндбергена 1167г. , где отмечается, что учителем Св. Энгельмара был "sancti Gregori, Armeniorum guondam ut ferunt archiepiscopi". Факт, сам по себе свидетельствующий, что армяне давно поселились в этих краях, в частности после разрушительного землетрясения в Ани в 1045 году. Да и не могло быть такого, чтобы армяне, создавшие в соседней Польше большую колонию, не поселились и в Германии. И мои поиски дали результаты. Я нашел посвященную епископу города Кельна Анно хронику 1080 года "Аннолид", в которой, говоря о происхождении баварцев, отмечалось, что они прибыли из Армении. А позже многочисленные источники книги Ганса Ф. Нобауэра "Баварцы" (Hans F. Nohbauer "Die "Bajuvaren". Weltbild Verlag, Augsburg, 1990) помогли мне выяснить, кто и где свидетельствовал о том, что баварцы прибыли из Армении.
- Могли бы вы привести примеры?
- Я уже упоминал хронику "Аннолид" 1080 года, где сказано: "Они (баварцы) пришли с Армянского нагорья, откуда родом, где Ной покинул ковчег на горе Арарат, когда голубь принес оливковую ветвь... " (Das Annolied, Herausgegeben von Eberhard Nellmann, Stuttgart, 1999, 27). Подобные свидетельства содержит и хроника "Kaiserchronik" 1170 года: "Баварцы происходят из Армении, где Ной покинул ковчег, когда голубь принес оливковую ветвь, следы Ноева ковчега еще можно увидеть на этой горе, которая там называется Арарат... " (Hans F. Nohbauer "Die Bajuwaren" Weltbild Verlag, Augsburd, 1990, s. 15). А в знаменитой "Chronica Baioariorum" ("Баварская хроника") священника Вайта Арнпека, считающейся самым надежным источником по истории баварцев, читаем: "Байоариус вместе со своим свободолюбивым народом, который происходит из Армении, откуда они вышли большой силой, добрались до этой страны, где нашли бедный народ, который питался рыбной ловлей и охотой на диких животных. Поселившись здесь, они назвали страну по имени своего князя и предводителя - Бавария" (Hans. F. Nohbauer "Die Bajuwaren" Weltdild Verlag, Augsburg, 1990, s. 19).
Отметим также еще одну информацию из "Баварской хроники", согласно которой князь Байоариус имел двоих детей - Богема, или Богемунда, и Инграма, или Инграманда. А Иоханнес Турмайер (кстати, отец баварской историографии) в написанной в 1601г. "Chronicon successionis ducum Bavariae et comitum Palationorum" сообщает интересную информацию, связанную с именем Богемунда. Говоря о Богемии (нынешней Чешской Республике), он отмечает, что в античных книгах ее называли Ермения (Hermenia) , что означало Армения. И как Бавария была названа по имени Байоариуса, так и Ермения-Армения была переименована по имени князя Богема в Богемию.
Интересно, что в 1776г. Винценц Пол из Полхаузена, обратившись к этому вопросу, цитирует неизвестного историка Бобиенсиса и отмечает: "Император Фридрих Рыжебородый во время крестового похода встретил в Армении народы, которые говорили по-баварски" (Kaiser Friedrich Lobesam sei bei seinem Kreuzzug in Armenien auf Volker getroffen, die bairisch sprachen", Г. Нобауэр, указ. соч. , с. 19). Это свидетельствует о том, что в XII-XIII вв. баварцы еще сохраняли свой родной язык - армянский Киликийской Армении.
Согласно упомянутым выше хроникам, эти прибывшие из Армении смельчаки героически сражались против армии Юлия Цезаря. А это значит, что они были там еще в II-I веках до Р. Х. Это подтверждают и другие источники, о которых я собираюсь написать отдельную статью.
Из материалов, относящихся к армяно-баварским связям, считаю необходимым процитировать фрагмент из предисловия к Немецко-армянскому словарю Акопа и Левона Торосянов, изданному в Бейруте в 1987г.: "Немецкий язык принадлежит к индогерманской ветви индоевропейских языков, родственной армянскому. Во время подготовки этого словаря мы выявили более тысячи корней и частиц, связанных с армянским".
- Какие другие источники были вами выявлены в ходе исследований?
- В 1997г. мне предоставили копию англосаксонской хроники, изданной в Лондоне в 1861г. , из первого тома 4-томника известного английского историка Бениамина Торnа The Anglo-Saxon Chrohicle Vol. I, Original Texts, London 1861, Benjamin Thorpe (Торп в XIXв. обобщил все англосаксонские хроники и издал их в 4 томах). О живущих в Англии народах он пишет: "Первые жители страны - бретонцы прибыли из Армении и вначале поселились на юге Британии". К сожалению, моя пастырская деятельность не позволила мне отправиться в Лондон, чтобы углубиться в исследования. Но когда я прибыл во Францию и услышал о бретонцах Франции, то возобновил поиски. Точно было известно одно: бретонцам достаточно было пересечь Ла-Манш, чтобы очутиться на юге Англии. Бретонцы Франции также, по всей видимости, должны были сохранить следы своего армянского происхождения. Необходимо отметить, что бретонцы Франции, подобно баскам, и по сей день сохранили свой язык, обычаи, своеобразные национальные песни и танцы, очень похожие на армянские, а их национальный инструмент похож на наши ткзар и паркапзук.
В первую очередь мое внимание привлек существующий во французской Бретани исторический маяк, называемый Армен, затем - имеющие армянское происхождение имена Арсен, Астхик, Анаит, Вазген, Амури, Карот. Уменьшительно-ласкательным суффиксом и у них является тот же армянский "ик" (Арам - Арамик, Вардан - Варданик, в бретонском Ян - Яник, Седр - Седрик). В Бретани есть исторический город Ван, а его основателей называют ванцами. В храме бретонского города Крозон сохранилась икона XVIв. , называемая "Десяти тысячам мучеников Арарата", которая образно свидетельствует о десяти тысячах воинов (девять тысяч из них были армяне, тысяча - римляне) , принявших мученическую смерть во время гонений на христиан в Армении при императоре Адриане (117-138). Французский комментарий гласит: "Le retable des Dix mille Martyrs est un chef d`oeuvre de l`art Breton du debut du 16eme siecle. II est du sans doute a des artisans breton... la Passion de soldats chretiens gui auraient ete martyrises, pres du mont Ararat, en Armenie (Turguie actuelle)" (Edition Jos le Doare). Научному исследованию проблемы помог бретоно-французский словарь. Результаты были ощутимы уже через короткое время. К моему удивлению, только под буквой "а" я обнаружил многие армянские слова, имеющие в бретонском тот же смысл. Безусловно, работа и время пополнят факты, относящиеся к этой теме.
Когда в ходе исследований я ознакомился со Словарем французского языка Фламариона, в разделе, посвященном происхождению французского языка, о голуа (галлах) я прочитал следующее: "Голуа утвердились на территории современной Франции позднее, примерно в 500г. до н. э. Они происходят из Богемии или Баварии. Говорят на индоевропейском языке - кельтском, каким являются бретонский и галльский" (Dictionnaire Flammarion de la langue francaise, Paris, 1999, page IV). В англосаксонской хронике, где говорится о 5 народах, населяющих Англию, на втором месте указаны брето-уэльсцы, т. е. бретонцы и уэльсцы отождествлены, а уэльсцы во Франции назывались гайликами - gaelique.
Таким образом, мы оказываемся перед своего рода генеалогическим треугольником. Если галлы происходят из Баварии и говорят на таком языке, каким является бретонский, то, следовательно, у всех трех должен быть один корень, т. е. происходить из Армении (во Франции есть армянские имена, которые сыграли важную роль в истории страны. Например, самый древний и известный храм города Марселя - церковь Св. Виктора в 416г. основал и построил армянский монах Жан Касиан. Архитектором первой французской базиликиальной церкви, построенной при Карле Великом в 806г. недалеко от Орлеана, в Сен-Жермен де При, был армянин Оддо Ло Месенн. Другой пример: в центральной Франции есть села Морнас, Чорнас, Корнас, Сер, Les Armenien (Армяне). Однако все это частные случаи. О баварцах и бретонцах мной было собрано достаточно фактов. Оставалось найти свидетельства о галлах. Они нашлись в 7-м томе (стр. 2795-97) энциклопедии "Альфа" в статье "Галлы": "Голуа покрывали свои ювелирные изделия коралловым цветом и эмалью. Эту технику они привезли с Армении".
В подразделе, посвященном галльскому языку, отмечено следующее: "Галлы марсельского региона находились в переписке с галатами, живущими в Анатолии, и у них не возникало каких-либо проблем в общении, так как между их языками были лишь диалектные различия (кстати, эти сведения сообщает Юлий Цезарь в "IVLI CAESARIS COMMENTARIORVM DE BELLO GALLICO LIBER PRIMVS", а в его эпоху понятия "Анатолия" не существовало).
В разделе о религии голуа-галлов написано, что они поклонялись примерно 400 богам, среди которых была богиня Арджо (la deese-ourse Artio, богиня Медведь), которую галлы называли Арцио (слово написано по латыни Artio, а по словам баскаведа Ваана Саргсяна, баски называют медведя "арца"). Материалы, относящиеся к происхождению этих трех народов, отвечают на вопрос европейских ученых: "Кем в действительности были кельты античной эпохи. На этот вопрос невозможно ответить". И далее: "Западные кельты приняли название голуа, жители острова Британик стали называться бретонцами... "
На эти неопределенные вопросы отвечают следующие источники: немецкая "die Bayern... Hergekommen von Armenien", а также бретонская "Britons... they came from Armenia". В них отмечается, что этой неизвестной страной кельтов является Армения, называемая "Страной священных законов" (так шумеры называли Аратту). Этот вопрос талантливый ученый Мартирос Гавукчян подробно рассмотрел в своем исследовании "Прародина кельтских племен и кельтско-кавказские связи", а сегодня Рубен Егиазарян внес новый вклад в эту тему в своей книге "Кельтская символика и армянское предание" (Ереван, 2005, на русском языке).
Кем же в действительности были эти таинственные кельты? Они были основоположниками европейской культуры, каждый европейский народ называет их по-своему и считает своими предками. В Италии они назывались этрусками (согласно современным ученым, пришли из Армении), в Австрии - нориками (Noriker), в Германии - баварцами, в Англии - бретонцами, в Чехии - богемцами, во Франции - галлами.
Эти данные вынуждают нас задуматься над тем, кем мы были, араттские армяне: теми, кого шумеры называли "избранным богами народом", "владеющим тайной бессмертия"?